Одним из символов надежды на скорую победу, на мир, стало стихотворение Михаила Исаковского «Огонек», опубликованное в апреле 1943 года, вскоре после громко прозвучавшей на весь мир Сталинградской победы.

М. Исаковский нашел образ, который оказался близким для миллионов соотечественников. В нем — нерв военного времени, ведь бойцы сражались и погибали не только «за Родину, за Сталина», но и за огонек в родном окне. Поэт очень душевно и лирично передал образ домашнего очага, теплого и уютного дома, где ждут солдата и верят в его возвращение. Образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!
Солдатская почта понесла «Огонек» по позициям, и фронтовые самодеятельные музыканты начали придумывать для этих стихов мелодии одну краше другой. Существовали десятки вариаций на тему «Огонька». Но народный перепев сохранил мелодию песни такой, какой мы слышим ее сейчас. После войны замечательный эстрадный тенор Владимир Нечаев записал на пластинку окончательный, ставший эталонным вариант. Музыкальную обработку пришедшей с фронта мелодии выполнил Виктор Кнушевицкий.
«Огонек» стал родным не только для фронтового поколения, пройдя через десятилетия и расстояния песня прославилась на весь мир. Особенно популярным стал «Огонек» в Китае и Корее, где его часто исполняют по сей день.