На гербе нашего старинного города, расположенного в сорока километрах от Москвы, недаром красуется конь. Располагавшиеся здесь заливные луга между Москвой рекой и зером Бельским с великолепным травостоем создавали добротную базу для коневодства.
Первое
упоминание о бронницкой «кобылячьей конюшне» относится к 1634 году ко времени
царствования Михаила Федоровича Романова; «30 июня 7142 года (1634 год по
новому стилю) куплено в Москательном ряду у торгового человека у Оксена
Обрамова на государеву Бронницкую конюшню Государевым лошадям на лекарство фунт
масла деревянного, денег 4 алтына дают».
Царь
стремился владеть лошадьми лучших пород, и «...распространить коннозаводство и
дать пример хорошего содержания лошадей...». Бронницкому конному заводу ставили
задачу разводить породы, отличающиеся красотой и большой выносливостью.
Но
о лошадях упоминается в духовных грамотах от 1417 и 1423 годов. Василий I завещал «стада кобыльи» своей
супруге Софье Витовтовне и сыну Василию. Летоисчисление нашего города
начинается с письменного упоминания о селе Бронничи в 1453 году в духовной грамоте именно Софьи Витовтовны.
Дело
Михаила Федоровича продолжил его сын, Алексей Михайлович. Согласно
сохранившейся описи Бронницкой конюшни от 1663 года в составе завода находилось
190 лошадей.
При
первых Романовых коннозаводство больше развивалось для личных потребностей
государей и приближенных к ним князей и бояр.
Петр
I
уже строил планы о создании заводов для военно-ремонтных целей. Часть дворцовых
заводов остались в ведении Императора. Другие - он отдал в вотчинное владение государыне
Екатерине Алексеевне. Третьи - вместе с селами и волостями были переданы в частное владение его
сподвижникам. В 1709 году Бронницкий конный завод перешел Александру Даниловичу
Меньшикову и принадлежал ему до 1727 года.
Петр
I решил
привлечь к делу развития отечественного коннозаводства энергию, знания и
капиталы частных лиц. Однако это привело к хищениям на конных заводах и
обнищанию конюшенных волостных крестьян.
С
16 марта 1733 года Конюшенную канцелярию возглавил Артемий Петрович Волынский,
в ведении которой состояло одиннадцать дворцовых конных заводов. В Бронницком
заводе полагалось держать 208 лошадей. Благодаря предписанию А.П. Волынского
бремя несправедливых повинностей с крестьян сняли и их приравняли к дворцовым.
Согласно
описи от 1 января 1740 года, в Бронницком заводе собрали лошадей разных пород. Это
были в основном верховые: английские, испанские, персидские, турецкие,
берберийские, арабские, черкасские, неаполитанские и русские. Всего - 221
голова.
Во
время правления императрицы Елизаветы Петровны в Бронницком заводе построили каменные
конюшни на 152 стойла.

При
Екатерине II,
во второй половине XVIII
века, дворцовые заводы пополнялись импортными лошадьми – сначала датскими,
потом преимущественно английскими. Племенной состав уже более рационально
распределялся по заводам, в большинстве случаев каждый завод занимался
одной-двумя породами. В Бронницком заводе, так же как и Гавриловском и
Шексновском, находились лошади датские и немецкие.
В
1778 году Герхард Фридрих Миллер, знаменитый российский ученый и просветитель,
историк, географ, профессор Императорской Петербургской Академии наук,
отправился в поездку по Подмосковью. На обратном пути из Коломны в Москву
остановился в Бронницах, осмотрел завод и заночевал в селе. Миллер застал
знаменитый Бронницкий завод в период его расцвета, а сами Бронницы буквально
через три года получили статус уездного города. Конюшня тогда располагалась в
четырех каменных палатах на 300 лошадей.
Во
время Отечественной войны 1812 года Бронницкий конный завод пришлась
эвакуировать в Поволжье.
XIX
век стал веком заката дворцовых заводов. Главная их цель – снабжение лошадьми
придворных конюшен – была, по словам знатока истории российского коневодства Н.
Зезюлинского, «крайне узкою и непрактичною, независимо от того, как бы ни была
широко развита придворная жизнь». Изменилась экономика государства и структура
коневодства. Отвечая на потребность в лошадях, бурно развивалось частное
коннозаводство. Содержание дворцовых заводов обходилось весьма дорого.
Решать
стратегическую задачу обеспечения качественным ремонтом армию были призваны
военные конные заводы, созданные при Александре I: Стрелецкий, Лимаревский и
Новоалександровский, к которым добавлялись существовавший уже с 1767 года
Деркульский и переведенные из дворцового ведомства Скопинский и Починковский.
К
концу царствования Александра I осталось только три дворцовых завода –
Бронницкий, Гавриловский и Хорошевский. В Бронницком – содержалось десять
жеребцов-производителей и сотня кобыл. Оставшиеся дворцовые заводы закрыли «в
видах сокращения расходов по Придворной Конюшенной конторе».
В
1829 году упразднены Хорошевский, Гавриловский заводы и Пахринская сводная
конюшня. В Бронницком заводе сократили племенное поголовье. Лучших лошадей
передали в придворную конюшню и для ремонта гвардейских полков, остальные
продали с аукциона.
31
марта 1845 года издали указ о закрытии Бронницкого конного завода. Некоторых лошадей
передали в военные конные заводы, куда также направили часть заводского
персонала. Остальных распродали, а крестьян передали в ведение Московской
Дворцовой конторы. В конюшнях бывшего завода разместился конный полк.

Сегодня
о прошлом нашего города напоминают постройки казарм конного полка – типовой
проект 1830-х годов в стиле ампир. Здание, имеющее в плане вид каре,
по-прежнему возвышается на крутом берегу озера Бельское. Здесь располагается 21
Научно-исследовательский испытательный институт военной автомобильной техники
Министерства обороны РФ. А в пойме за озером – на месте заливных лугов раскинулись
футбольные поля.
Статья подготовлена Научным сотрудником МУК «Музей истории города
Бронницы» Евгенией Ивановой по материалам И.А.Сливки