По итогам войны политическая карта мира значительно видоизменилась. С нее исчезли сразу четыре крупных государства - Австро-Венгерская, Германская, Османская, и Российская империи. Миллионы людей погибли на полях сражений от пуль, снарядов, газовых атак, от тифа и голода. Среди них - немало жителей Московской губернии.
В Российской империи не за долго до войны началась частичная, а затем и полная военная мобилизация. 8 марта 1914 года в Бронницкое уездное полицейское управление отправили инструкцию и копию расписания «порядка производства поверочного сбора нижних чинов запаса...» По факту - распоряжение по мобилизации солдат. Там указывалось, что нижние чины с 12 по 23 июня 1914 года обязаны явится на поверочные сборы в волостные центры.
Информация доводилась через сельских старост, объявления висели на видных местах во всех селениях. Особо подчеркивалось ответственность за не явку - дезертирство. Из волостных правлений в села отправлялись «хожалые» (служитель при полиции для разных поручений) и старостам передавали списки мобилизуемых.
По приказу императора Николая II 29 июля 1914 года началась всеобщая мобилизация, которой подлежали лица в возрасте от 25 до 40 лет. Кто-то из них отслужил в армии, но в основном это были крестьяне без военного опыта.
Рекрутеров обязали явится в волостные сборные пунктах. Образованные в волости команды собирались в Бронницах, а затем двигались на ж/д станции Фаустово, Бронницы, Раменское. Формирование воинской части происходило в Москве, где и образовался 210-й Бронницкий полк.
Правда не явившихся на призывной пункт оказалось много. Часть крестьян Бронницкого уезда были отходниками, то есть работали в других городах губернии. Они не знали, что их призывают. А вот в Бронницком уезде их объявили дезертирами. Например, крестьянин села Юрасово Белов Павел Семенович еще 1904 году отслужил в действующей армии и был уже давно демобилизован. Он и не предполагал, что его вновь призывают. Белов спокойно уехал в Москву на заработки, а в Бронницком уезде его объявили дезертиром.
Сформированный в Москве 210 Бронницкий пехотный полк вошел в состав 53-ей пехотной дивизии. Основой дивизии составляли наш полк, 209 Богородский и 211 Никольские полки. После торжественного построения 210 полку вручили
знамя и наименование. В парадном строю бывшие крестьяне чеканили шаг по пыльной площади перед Виндавским (Рижским) вокзалом. Далее следовала посадка в вагоны и дальняя дорога в тысячу с лишним километров до западной границы России.
Пунктом назначения стала станция Радзвилишки Ковенской железной дороги около г. Шауляй, куда 53 дивизия прибыла вечером 11 августа 1914 года. Начался «славный» поход в Восточную Пруссию. Командовать Бронницким полком назначили полковника Иванова Петра Ивановича, который получил звание генерал-майора в начале января 1916 г. и Орден Святого Георгия 4 -ой степени.
Отчёты о боевых действий полка ежедневно фиксировались в «Журнале боевых действий» полковым адъютантом подпоручиком Гавриловым, ставшим впоследствии штабс - капитаном. Полк по штатному расписанию состоял из 4 -х батальонов, по четыре роты в каждом батальоне – 16 рот, личный состав нижних чинов – стрелков около 2500 человек.
Но во всё время боевых действий полк никогда не имел полного штатного состава из-за больших потерь. Если вначале он был укомплектован в основном нашими бронничанами, то далее пополнение личным составом происходило, исходя из ситуации военного времени.
Командование не планировало ввод необученных частей сразу в бой, но пришлось это сделать, так как французы сразу же запросили помощи у России. И поэтому 53 дивизии было приказано боевым порядком двинуться к границе, до которой оставалось пять дневных переходов и 18 августа прибыть в г.Тильзит (ныне г.Советск Калининградской области).
Командиру 210-го полка полковнику Иванову приказали охранять мосты у Тильзита. 14 августа наша 1-я армия начала переход границы и взяла город Сташтупен. В то же время начали приходить сведения об усилении обороны
противника.
Бронницкий пехотный полк в это время ещё находился на марше и по прибытии в Тильзит ему приказали двигаться в направлении реки Преголя (река в нынешней Калининградской области). Соседняя 2-я армия начала неудачное для нас сражение под Гумбинненом и в районе Мазурских болот. Генералу 53 дивизии Рененкампфу приказали «оказать содействие 2-й армии своим левым флангом и выдвижением своей кавалерии». Но из-за отсутствия прямой связи между командующими наступление частей 1-й армии в указанном направлении не помогло облегчить положение 2-й, которая оказалась практически разбита.
16 августа Рененкампф отдал приказ об отступлении по всему фронту и отводу армии за линию границы по реке Неман. После отвода войск и краткого отдыха 1-ю армию усилили и ей вновь была поставлена задача овладения городом Кенигсбергом. После двух дневных безуспешных боёв командующий генерал Рененкампф вновь отдал приказ об отступлении.
По неполным данным в ходе сражений в районе Мазурских болот потеряли свыше 5 тысяч человек убитым и, около 14 тыс. ранеными, свыше 42 тыс. пропавшими без вести и пленными. Именно в это время попало в плен много бронничан, и вовсе не обязательно, чтобы они служили только в нашем 210-ом полку. Среди них находился наш знаменитый бронницкий врач Михаил Матвеевич Николаев.
Последнее вялое наступление наших войск не дало никаких результатов, и в итоге 53 дивизию вывели в резерв. Город Тильзит 19 августа ещё находился в наших руках. И только, начиная с 20 чисел августа, 210 полк вступил в настоящие сражения с немецкими частями.
Вот донесение командира взвода старшего унтер офицера Булдакова о действиях 4 взвода 5-й роты 210-го Бронницкого пехотного полка: «Когда рота отступала, то 4-й взвод составлял прикрытие правого фланга роты и до его командира дошло приказание командира 2-го батальона остановиться и занять позицию влево от фермы, служа прикрытием артиллерии слева. Взвод занял позицию влево от фермы шагов на сто. При заходе солнца противник густой цепью двинулся в атаку против взвода, стараясь охватить его слева, причём против участка взвода противник с охватывающими его частями был силою около роты. Сильным огнём взвода противник был остановлен и залег в овражке шагах в 400 от позиций взвода. На участке взвода находился наблюдательный пункт, который способствовал меткому огню взвода, внося поправки в установке прицела».
В этом бою принимали участие: кроме командира взвода Поликарпа Булдакова, старшие унтерофицеры Василий Мухин и Матвей Цырюльников, которые «много способствовали меткости огня и поддержке боевого духа подчинённых им людей». Старший унтер-офицер Пётр Ерошин при этом проявил «особенную неустрашимость», помогая спасать раненого офицера батареи. В составе взвода было 44 человека. Свои позиции им пришлось с наступлением ночи покинуть, причём на поле боя остались 12 человек убитых и тяжело раненных, которых не удалось взять с собой. Вот их фамилии, указанные в донесении командира роты подпоручика Громыко: Старшие унтерофицеры Пётр Миронов и Мирон Дюжев, ефрейторы Василий Дадыкин и Василий Подьячев, нижние чины Николай Кокорин, Василий Ефремов, Андрей Белкин, Иван Петров, Осип Виринг, Фёдор Василевский, Семён Никитинский, Михаил Коптяев.
4 ноября 1915 г. воинам, нижним чинам нашего 210-го Бронницкого полка в один день вручили 108 высших солдатских наград – георгиевских крестов. Несмотря на отдельные успешные атаки 53-й дивизии приказали отступать в сторону г.Ковно (Каунас). Дивизия, а с нею 210-й Бронницкий полк, приняла участие в отражении атак при отходе из Восточной Пруссии, понесла большие потери в неудачных боях у Вержболова и была совершенно уничтожена в
Августовских лесах.
Хотя в 3-м томе «История Русской армии» говорится о полном разгроме 53-й дивизии, в архивных фондах это не находит подтверждения. История нашего полка продолжилась после переформирования. И хотя в них не много осталось жителей Бронницкого уезда, полк сохранил свое название. 210 полк воевал на Западной Двине, участвовал в Брусиловском прорыве. Образованный в самом начале войны Бронницкий пехотный полк, провоевал до конца 1917 года, и был расформирован в начале 1918го.
Подготовила Научный сотрудник «Музея истории города Бронницы» Лусинэ Трещева по материалам В.В.Костина