Шпалера — это ковер-картина ручной работы, созданный по картонному эскизу.
Для его изготовления использовались шерсть, шелк, лен, серебряная и золотая
нить.
Точную дату создания первого такого полотна сложно назвать. На территории
Египта расцвет шпалерного искусства пришелся на IV-VII вв.
Для ее изготовления ткачи использовали льняную основу и шерстяную нить.
Произведения того времени отличались тончайшим рисунком. Тканные картины на
территорию Европы завезли во времена Крестовых походов в качестве трофеев.
В начале шпалеры ткали в немецких монастырях и маленьких частных
мастерских. Затем производство перешло в Скандинавию, во Фландрию и Францию.
Полотна создавались в основном по заказу церкви.
Европейское шпалерное ткачество расцвело в эпоху Средневековья и
Возрождения. Главными центрами производства стали Аррас, Париж, чуть позже,
Брюссель.
В конце XV века предприимчивый красильщик Жиль Гобелен прибыл из Реймса в
Париж, и в пригороде открыл свою мастерскую. В XVI веке его
наследники не только продолжили развивать уникальное производство, но и
добавили к нему ткацкую мануфактуру похожую на тех, которыми тогда
славилась Фландрия.
Династия Гобеленов работала качественно, исправно поставляя ко двору ковры,
шпалеры и ткани. Позже Людовик XIV выкупил ткацкую мастерскую и красильню.
Объединив несколько мастерских Парижа, создал «Королевскую гобеленовую
мануфактуру». А за ковровой продукцией предприятия прочно закрепилась фамилия
Гобеленов.
Производство дожило до наших дней, и сейчас считается государственным
достоянием Франции. Сегодня гобелен и шпалера смело можно назвать синонимами.
В России первая шпалерная мануфактура появились в начале XVIII при Петре I.
Она создавалась французскими мастерами, которые обязаны были в течении пяти лет
передавать все свои секреты производства гобеленов российским ткачам. Наши
мастера работали в редком и тяжелом для того времени жанре – портретном.
Лусинэ
Трещева, Научный сотрудник Музея истории г.Бронницы