В XX веке после
изобретения промышленных ткацких станков производство гобеленов стало
развиваться в двух направлениях: машинные гобелены и авторские гобелены ручного
ткачества.
Благодаря машинному
ткачеству шпалеры стали более доступны для широких слоев населения, а авторские
гобелены ручного ткачества так и остались образцами высокого искусства.
В начале XX века, по
мере начинающейся урбанизации жизни, стал расти интерес к старинным ремеслам, а
развитие ковроткачества привнесло новую, значительную деталь в декор
интерьеров.
Жан-Мари Огюст Люрса
стал основоположником и реформатором современных авторских гобеленов. Он
доказал, что помимо классических сюжетов и техники ткачества шпалеры могут быть
авангардными и органично сочетаться с новыми архитектурными тенденциями.
В СССР искусство
гобелена зародилось в республиках Прибалтики и скоро привлекло внимание многих
именитых художников огромной страны. В советском гобелене проявились
неисчерпаемые возможности ткачества, живописи и пластики.
Художники
декоративно-прикладного искусства получили уникальную возможность проявить себя
в своем творчестве как живописцы, скульпторы, сценографы, архитекторы и
дизайнеры. Многие созданные ими произведения искусства находятся в частных
коллекциях, хранятся в музеях и украшают стены интерьеров.
Сегодня авторские
ручные гобелены не повторимые и дорогостоящие произведения искусства украшающие
интерьеры, делая их уникальными.
Лусинэ
Трещева, Научный сотрудник Музея истории г.Бронницы